Соня Семёновна Мармеладова — главная героиня романа Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сонечки Мармеладовой с цитатами раскрыт в этой статье.
Соня Мармеладова «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова — дочь бедного чиновника Мармеладова, который спился и остался без работы. Чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины.
«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и верой в Бога. Соня не жалуясь несет свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей позору.
Эти чувства и страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. «Я не тебе поклонился, — говорит он, — я всему страданию человеческому поклонился».
Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова: она категорически отрицает его теорию о праве сильных; для нее самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у нее отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для нее, как и для простого народа, — несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.
К Родиону Соня чувствует любовь и сострадание, поэтому не задумываясь разделяет с ним его судьбу и едет вместе с ним в Сибирь.
Простые люди чувствуют ее доброту. Например, если Родиона обычные каторжники не любят, то к Соне они относятся с нежностью, чувствуя ее душевное отношение к людям и называют ее «мать ты наша, нежная, болезная».
Но влияние Сони одержало победу и над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который в романе только делается намек. «Но тут уж начинается новая история, — говорит Достоевский, — история постепенного обновления человека…»