«Мизантроп» анализ

0
133

«Мизантроп» (фр. Le Misanthrope ou l’Atrabilaire amoureux) — пятиактная театральная комедия Мольера в стихах, поставленная в театре Пале-Рояля 4 июня 1666 года. На создание комедии Мольера вдохновила «Брюзга» Менандра.

«Мизантроп» анализ

«Мизантроп» главные герои:

  • Альцест, молодой человек, влюблённый в Селимену.
  • Филинт, друг Альцеста.
  • Оронт, молодой человек, влюблённый в Селимену.
  • Селимена, возлюбленная Альцеста.
  • Элианта, кузина Селимены.
  • Арсиноя, подруга Селимены.
  • Акаст, маркиз
  • Клитандр, маркиз
  • Баск, слуга Селимены.
  • Жандарм.
  • Дюбуа, слуга Альцеста.

В центре комедии стоит герой – одновременно и смешной, и трагичный: не желающий мириться с человеческими недостатками, Альцест не замечает ни собственных слабостей, ни пороков своей ветреной возлюбленной Селимены.

Сюжет «Мизантропа» строится преимущественно на встречах и беседах главных героев – Альцеста, Селимены и Филинта со второстепенными персонажами – Оронтом, Арсиноей, Элиантой, маркизами Акастом и Клитандром. Фактически вся пьеса представляет собой попытку Альцеста уйти от ненавистного ему высшего света и разобраться со своей пагубной страстью к кокетке Селимене. В первом действии Альцест пытается быть правдивым с людьми и наживает себе врага в лице плохого поэта Оронта, во втором он хочется исправить недостатки своей возлюбленной, в третьем – отказывается от протекции быть представленным при дворе, в четвёртом – убеждается в неверности Селимены и в очередной раз прощает её, в пятом – после проигранного суда и злоречивого письма возлюбленной окончательно разочаровывается в людях и в Селимене.

Все события комедии носят преимущественно внутренний характер: главный герой не вызывает никого на дуэль, на переодевается в чужие одежды – он от начала и до конца пытается быть самим собой, что позволяет зрителю видеть его духовные терзания. Альцест подвергает критике практически всё, что видит в окружающем его обществе:

  • лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделённым титулом или властью (характерно для всех героев, но прежде всего – для Селимены);
  • льстивые похвалы, расточаемые направо и налево (Филинт хвалит плохой сонет Оронта);
  • сплетни, распускаемые за спинами других (маркизы Акаст и Клитандр, Селимена);
  • чувственное желание нравиться (Селимена с её многочисленными поклонниками);
  • стремление сделать карьеру при дворе (предложение Арсинои продвинуть Альцеста);
  • несправедливый судебные приговоры, выносящиеся не по фактам, а по слухам (проигранное дело Альцеста);
  • неумение говорить правду в лицо и ещё большее неумение воспринимать её (Оронт, подавший в суд на Альцеста за плохое мнение о его сонете).

Сам Альцест, видя чужие недостатки, не желает замечать свои, что делает его объектом добродушной насмешки друзей и зрителей. Главный герой – бескомпромиссен, страстен, горяч. Он жаждет видеть людей идеальными, но отказывается понимать истинную суть человеческой природы, которую до него пытается донести Филинт: как нельзя обвинять волка в его кровожадности, так нельзя и от человека требовать слишком многого. Люди такие, какие они есть, и принимать их нужно со всеми их слабостями, а по возможности и прощать их. В отличие от Альцеста Филинт придерживается позиции невмешательства в исправление человеческой природы, и самого себя он предпочитает  не беспокоить чужими проблемами: личный душевный покой он считает более полезным, чем постоянную озлобленность, присущую его другу.

Возлюбленная Альцеста, Селимена, при всей своей практичности (девушка не просто так держит вокруг себя толпу поклонников – от каждого из них она получает что-то своё: обожание, почитание, помощь в деловых вопросах), не лишена того правдолюбия, к которому стремится главный герой. Осуждая других за глаза, Селимена, между тем, вскрывает основные недостатки светских людей: отсутствие манер, излишнюю красноречивость, лень, хвастовство, стремление к титулам, тупость, гордость, тщеславие. Правда не только развлекает Селимену, но и защищает её от нападок: например, в своей «подруге» Арсиное девушка явно видит соперницу, которая пытается пристыдить её не столько ради добродетели, сколько ради мужчины.

Таким образом критика общественных недостатков пронизывает комедию на всех уровнях её развития: Альцест недоволен высшим светом, Филинт пытается подстроиться под него, Селимена использует его в личных целях и смеётся над всем, что не соответствует её понимаю истины.

Интересной особенностью «Мизантропа» является неоднозначность художественных образов героев: с одной стороны, мы видим положительного Альцеста, не желающего признавать и исправлять свои недостатки; с другой – нам открывается «отрицательная» Селимена, которая честно признаётся сама себе, что да, мол, есть у меня такой грешок  — окружать себя мужчинами, но ведь мне всего двадцать лет, и я должна наслаждаться жизнью до тех пор, пока она предоставляет мне такую возможность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here