«Юность» — третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников. Главные герои повести «Юность» Толстого проживают насыщенную, интересную жизнь.
Толстой «Юность» главные герои
- Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование
- Володя — брат Коли
- Сонечка — первая возлюбленная Коли
- St.-Jérôme — гувернёр Николая
- Папа
- Мими
- Дубков — приятель Володи
- Дмитрий Нехлюдов — друг Николая
- Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая
- Авдотья — мачеха Николая
- Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
- Семёнов — сокурсник Николая
- Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова
Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.
«Детство».
В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.
«Отрочество»
Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».
Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».
«Ю н о с т ь».
Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.
Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.