«Карьера Ругонов» мужские образы романа Золя — Эжена, Аристида, Паскаля, маркиза де Карнавана раскрыты в этой статье. Образ Пьера, Сильвера, Антуана раскрыт в предыдущей статье.
«Карьера Ругонов» мужские образы
Маккар — второй муж Аделаиды. Маккар был вором и контрабандистом, имел стихийный, неуправляемый характер. Поэтому и не вступил в брак с Аделаидой, хотя они имели двоих детей, на которых он не обращал внимания.
Маккар имел «плохую славу», «не имея никаких доходов, ел, пил и находился в счастливом безделье во время своего недлинного пребывания в городе»; «все вечера проводил в корчме». Если где-то случались кража или убийство, подозрения падали на него. Вот почему соседи были не в восторге от того, что этот разбойник и подзаборник стал избранником Аделаиды.
Эти черты характера обозначились на детях — на Урсуле и особенно на Антуане — подлом бездельнике, который стремился жить за счет других.
Сыновья Пьера Ругона имели другую наследственность. У Ежена «родительская степенность… превратилась в величественную осанку», «при полной похожести с Пьером унаследовал духовные черты Фелисите». Ежен Ругон был честолюбивым, пренебрегал мелкими расчетами и достижениями. А больших успехов он мог достичь лишь в столице. Поэтому юноша едет в Париж, занимается политикой, стремится к власти и достигает ее, войдя в круг бонапартистов в период их победы.
Средний сын Ругонов Паскаль не удался в своих родственников. Он хорошо учился, стал врачом. Жил отдельно в Плассане, занимался наукой, помогал людям, и те его очень уважали. Во время революции Паскаль был врачом у повстанцев. Критически оценивал свой род, предвидел его будущее: «На миг, как во вспышке молнии, перед ним явилось будущее Ругон-Маккаров, этой стаи желаний, которая была выпущена на волю, которые жрут добычу в сиянии золота и крови».
Эта позиция героя совпадает с авторской. Младший брат Аристид похож внешне на мать, но характер имел родительский, был алчным, скрытным, предрасположенным к клеветам и доносам.
Аристид был худым, «его хитрое лицо напоминало набалдашник палки…; он был… нетерпеливым в своих желаниях, во всякое время что-то разведывал, разнюхивал». Если Ежен любил власть и в мечтах «покорял своей воле народы», то Аристид представлял себя богатеем, который «сладко ест и пьет, наслаждается всеми чувствительными удовлетворениями». Чтобы разбогатеть, использовал любые средства. Мать любила его и поддерживала, так как считала, что «ему на роду написано стать выдающимся человеком, а выдающиеся люди имеют право вести непутевую жизнь, пока не проявятся их таланты». Учился плохо, больше заглядывал в корчму, чем на занятия, поэтому отец забрал его домой и решил поженить. Но сын не занялся делами фирмы и не улучшил их, а наоборот, привел к банкротству. Аристид с женой Анжелой великолепно жили за счет родителей. Когда Пьер отправил их жить отдельно, Аристид, работая мелким чиновником и получая мало денег, «сгорел от недовольных желаний».
Во время революционных событий Аристид бросался то в одну сторону, то в другую. В своей газете «Независимость» он сначала агитировал за Республику, потом восхвалял Ругона как героя. Итак, Аристид — это тип продажного буржуазного деятеля и журналиста, беспринципного человека, который пристает на то к одной, то к другой стороне, смотря по обстоятельствам.
Маркиз де Карнаван далекий от народа и враждебно к нему настроен. Он за старые монархические порядки. Своей внебрачной дочери Фелисите он советует пристать к бонапартистам лишь в том случае, если они дадут весомое обещание Ругонам. Переживает маркиз лишь за свою судьбу.
Колоритно изображены в романе фигуры посетителей «желтого салона» — чулочника Рудье, торговца миндалем Игранна, военного Сикарно, книготорговца Вюйе. Все они с одной стороны трусливые, с другой — любители невероятно преувеличивать свои «подвиги», заслуги перед новой властью и городом. И все это с единственной целью — получить прибыльные места, чины и награды, иметь власть над жителями Плассана).
Символическим является образ площади св. Митра в Плассане, которая образовалась на месте бывшего кладбища. С одной стороны это — свидетельство кругооборота жизни, которая продолжается. С другой — мертвые тянут за собой живых, которые нарушили их покой и отнеслись к ним без уважения. на этой площади, в тени досок из лесосклада зарождается и развивается любовь Сильвера и Мьетты; здесь же юноша и гибнет, вспоминая прекрасный образ своей любимой.