«Метро» — российский фильм-катастрофа режиссёра Антона Мегердичева. Фильм снят по одноимённому роману Дмитрия Сафонова.
Где снимали фильм «Метро»
1) В оригинальном романе Дмитрия Сафонова действие происходит между станциями «Тушинская» и «Щукинская», а также задействована станция-призрак «Спартак» («Волоколамская»). В фильме названия станций изменены:«Щукинская» стала «Садовой», а «Спартак» — «Бородинской».
2) Так как съемочной группе не удалось добиться разрешения на съемку в московском метрополитене, было принято решение снимать в самарском метро.
3) Станцию «Садовую» снимали на станции «Московская», а «Бородинскую» — на строящейся станции «Алабинская».
4) Сцены, происходящие в вестибюле станции «Садовая» были сняты в здании «Ростелекома» на Зубовской площади в Москве.
5) Съемки финальной сцены происходили на Новодевичьем кладбище.
6) Кадры катастрофы снимали в специально построенном тоннеле, протяженностью 117 метров, вагоны метро использовались настоящие.
7) Для более грандиозных сцен использовался макет тоннеля уже не в натуральную величину, а в масштабе 1:3 длинной 20 метров. Макет был установлен в бассейне, а над — ним дополнительные резервуары с тремя тоннами воды.
8) В качестве места съемок рассматривался также метрополитен в Минске, но от этой идеи отказались после террористического акта, произошедшего 11 апреля 2011 года, в результате которого погибло 15 человек.
9) Из-за обилия бетонной пыли в тоннелях съемочная группа работала в респираторных масках.
Съёмки начались 6 мая 2011 года. С 9 по 25 октября прошли съёмки «Метро» в Самаре. В Самаре первыми начали снимать эпизоды на «Бородинской». Из-за наличия бетонной пыли большая часть съёмочной группы носила респираторные маски. Актёры в перерывах между дублями тоже носили их. На недостроенных в тот момент железнодорожных путях возвели нечто вроде бассейна (чтобы создать эффект затопленности) и, поскольку в тот период на станции была очень низкая температура, актёры часто просиживали в нём в перерыве между съёмками (в бассейне для этого нагревали воду; в сцене драки Гарина и Константинова видно, что у Гарина от одежды идёт пар). Во время съёмки других водных сцен воду не нагревали и актёры носили под одеждами гидрокостюмы. В массовке были задействованы актёры самарских театров, в том числе около 800 самарцев снимались в групповых сценах.
Самарский метрополитен выделил для съёмок один поезд, который сначала сняли в роли поезда 17-го маршрута (который уводят в обратную сторону от места катастрофы), а после — в роли поезда 42-го маршрута (который попадает уже в саму катастрофу). Для съёмок катастрофы был построен тоннель метрополитена в натуральную величину и протяжённостью в 117 метров, куда поместили настоящие вагоны метро, в которых снимались внутренние эпизоды и крупные планы.
Для более масштабных сцен использовались уменьшенная декорация тоннеля в масштабе 1:3 длиной 20 метров с макетами вагонов такого же масштаба, которую установили в бассейне, а над бассейном дополнительно поставили резервуар с тремя тоннами воды.
Причём при постройке уменьшенной версии не рассчитали соразмерность самой декорации с размерами кинокамер, из-за чего для некоторых эпизодов съёмочная группа вырывала куски декоративного потолка тоннеля, потому что иначе камера не пролезала между потолком и крышей вагонов. В этой же уменьшенной версии снимали эпизоды с гермодверью. Декорация шахты, где уровень воды поднимает героев до водостока, была построена в специальном резервуаре. Для актёров это была одна из сложных сцен, так как они находились фактически в замкнутом пространстве: съёмочная группа расположилась от них на некотором расстоянии, а камера была установлена на удлинённом штативе, который просунули в специально проделанную дыру в стене декорации. Катерина Шпица и Анатолий Белый испытывали во время съёмок этой сцены приступы клаустрофобии. В эпизоде, где вода резко спадает, стенки декорации поднимались вверх вместе с камерой, что создавало эффект резкого спада воды.
Елена Панова и Катерина Шпица в период съёмок выяснили, что они обе беременны (у Пановой в феврале 2012 года родилась дочь, у Шпицы в марте того же года — сын), что добавило актрисам различных трудностей: в частности, в сцене, где Алиса пытается затащить в вагон Дениса, которого зажало между стенкой вагона и обшивкой тоннеля, Шпицепришлось целиком наигрывать все эмоции потуг на лице, потому что какие-либо напряжения брюшного пресса ей были противопоказаны.
Над визуальными эффектами (гигантские потоки воды, трёхмерная модель поезда, обрушения туннеля и закрытие хромакеев) под руководством VFX супервайзера фильма Бориса Луцюка работало пять студий: «Амальгама», «Piastro VFX», «Ulitka», «Main Road|Post» и «ALGOUS studio». Предварительную визуализацию сцены с крушением поезда создала студия «CGF». Всего было сделано около 900 шотов с эффектами, из них 400 — с имитацией воды. Саму катастрофу , длящийся всего 37 секунд, снимали две недели, а вместе с эффектами создали 7 месяцев усилиями 19-ти человек. Это кульминация катастрофы, состоящая из 926 кадров — та точка невозврата, после которой сюжет и герои кардинально меняются.